8ad0e665     

Горло Анатолий Иванович - Аве, Цезарь



Анатолий Иванович Горло
АВЕ, ЦЕЗАРЬ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Непросто определить жанровую принадлежность произведения
А. Горло "Аве, Цезарь": что это - пародия? фантастика? де-
тектив? На его страницах в избытке присутствуют элементы и
того, и другого, и третьего. Однако, скорее всего, "Аве, Це-
зарь"-это дальнейшее освоение автором одного из трудных жан-
ров художественной публицистики-политического памфлета, -
освоение, начатое им еще в 1972 году, когда вышла первая
книга А. Горло ("Большой бумеранг"). Это был сборник памфле-
тов и сатирических миниатюр, с которыми автор выступал по
Молдавскому телевидению и на страницах журнала "Кипэруш".
Красной нитью через весь сборник проходила мысль-метафора о
возвращающемся бумеранге, о неотвратимости возмездия тем,
кто сеет семена зла, преступности, человеконенавистничества,
кто, запамятовав суровые уроки истории, продолжает вынаши-
вать мечту о мировом господстве. В 1974 году в коллективном
сборнике появилась повесть А. Горло "Аве, Цезарь" (расширен-
ный и переработанный вариант которой предлагается сегодня
читателю), где развивается та же тема зла-бумеранга, приоб-
ретая полифоническое и, что особенно важно, актуальное зву-
чание.
Любителей остросюжетных произведений ждет увлекательное
чтение: в повести "Аве, Цезарь" все затянуто в тугой узел,
действие разворачивается стремительно, изобилуя неожиданными
сюжетными поворотами и завершаясь каскадом развязок, кото-
рые, как "матрешки", возникают одна из другой.
Вы нe найдете на политической карте мира Гураррского ко-
ролевства - это вымысел автора. Но происходящие там события
невольно заставляют вспомнить все еще не раскрытое убийство
Кеннеди, все еще свирепствующие диктаторские режимы, все еще
не затихающий разгул международного терроризма...
"Аве, Цезарь" - повесть-предостережение, история прихода
к власти гангстерской технократической олигархии - "телекра-
тии", - которая, как показывает автор, еще более опасна, чем
"традиционный" фашизм, поскольку "она невидима, она как
призрак".
Спроецированная в гипотетическое будущее "коричневая мо-
дель" общественных отношений, которую готовит для челове-
чества мировая реакция, омрачает социальный фон и вошедших в
сборник фантастических рассказов "Зеленые листья", "Дель-
фийский синдром". Вынужденные функционировать в рамках этой
чудовищной модели, герои повести и рассказов А. Горло обре-
чены на строго запрограммированное минеральное существование
"одномерного человека", становясь жертвами длительного про-
цесса оболванивания, в котором далеко не последнюю роль иг-
рает "массовая культура". Не гнушаясь ничем, чтобы привлечь
к себе внимание публики, насаждая культ насилия, уничтожая
человеческое в человеке, буржуазное искусство неизбежно при-
ходит к самоуничтожению: такова судьба гураррского телевиде-
ния ("Аве, Цезарь").
Проза А. Горло - это рисунок углем, черно-белая графика,
политическая карикатура. Лишенные индивидуальности стерео-
типные персонажи скорее напоминают теки, зловещие либо воде-
вильные. Поэтому так трудно распознать затесавшегося среди
них робота ("Букет Средневековья") либо затерявшегося среди
роботов человека ("Зеленые листья"). Но даже в этом царстве
теней, в этом "одномерном мире" неистребимо человеческое на-
чало: рискуя жизнью, вступает в схватку с неуловимым Цезарем
детектив Крус; не желая дальше служить обману, погибает нас-
ледный жрец Конио ("Зеленые листья"); несмотря на то, что
его приникают за сумасшедшего, продолжает творит



Назад